Как привить детям любовь к книгам о природе?

Многие дети не любят читать рассказы о природе и объясняют это тем, что они «скучные». Соглашаться с ребенком нельзя: нужно научить его видеть окружающий мир глазами художника слова. 
Но прежде чем требовать от юного читателя восторженных отзывов о произведениях, раскрывающих красоту природы, его нужно обязательно подготовить к ним. Ведь дети по-своему правы: в узкотематических книгах о природе действительно чаще всего нет захватывающих сюжетов, ярких героев, острых кульминационных моментов – всего того, что так любят юные читатели. Как же научить ребят видеть и понимать красоту творчества писателей, уделявших особое внимание картинам природы? 
Чем раньше рассказы про природу войдут в круг чтения ребенка, тем легче будет родителям добиться поставленной цели, потому что, во-первых, книги для малышей сопровождаются яркими иллюстрациями. Во-вторых, дети с удовольствием включаются в любую игру, которую могут предложить родители: нарисовать картинку по прочитанному; найти в парке (в лесу) место, похожее на то, которое описывал писатель; сделать поделку из природного материала, упоминавшегося в тексте (листья, шишки, цветы). 
Естественно, немаловажную роль будет играть и само содержание книг: замечательные рассказы русских писателей о природе помогут детям развить воображение, научиться видеть прекрасное в самых простых пейзажных зарисовках. Маленьким читателям можно предложить творчество следующих писателей: 
  • А.Барто «Все природы чудеса» 
  • В.Бианки «Дед Мороз и весна», «Метельки или тысяча и один день», «Горы и пустыни», «Степи», «Леса», «Тундра», «Тайна ночного леса» 
  • К.Ушинский «Лес и ручей», «Утренние лучи», «Проказы старухи-зимы», «История одной яблоньки», «Пчелы и мухи», «Пчелки на разведках»
Многие рассказы о природе для детей дают последним представление не только о красоте природы, но и о ее тесной связи с жизнью человека: К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла», «Гадюка», «Дети в роще». 
Ребятам младшего школьного возраста будут интересны произведения К.Паустовского: «Похождения жука-носорога», «Квакша», «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», «Прощание с летом». 

Мир природы полон загадок

Что такое эхо, чем может быть опасна река, можно ли приручить мелких обитателей леса, как звери заботятся о своих малышах – на эти и многие другие вопросы ребята найдут ответы в рассказах следующих авторов: 
  • С.Аксаков «Знойный полдень»
  • Г.Скребицкий «Лесное эхо», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Пушок», «Сиротка» и др. 
  • Л.Толстой «Какая бывает роса на траве» 
В программные книги для детей 5 класса входят произведения К.Паустовского «Мещерская сторона» и М.Пришвина «Этажи леса». 
Однако это вовсе не говорит о том, что их не стоит брать для домашнего чтения. Напротив, ребенку будет намного легче работать над текстовым материалом на уроке. И даже если ему придется перечитать произведение второй раз, для того чтобы повторить мелкие детали, которые могут стереться из памяти, это пойдет на пользу ученику: его ответы будут отличаться глубиной и осмысленностью, поскольку он прочитал книгу раньше своих одноклассников, обсудил ее дома с родителями, повторил материал к уроку. 
Вкус к пейзажной лирике помогут привить детям сборники «Стихи русских поэтов о природе». В них могут войти произведения К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и многих других авторов. 
Если родители желают расширить читательский кругозор ребенка, на материале пейзажной лирики можно легко и доступно объяснить ему азы литературоведения: в стихах о природе дети легко находят такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и другие.
Постепенно короткие рассказы о природе можно заменять более крупными жанровыми формами. Например, предложить юным читателям «Записки охотника» – цикл очерков и рассказов, объединенных общей тематикой и проблематикой. 
Если родители искренне заинтересованы в читательских успехах своего ребенка, очень полезно ввести такую семейную традицию: рассказы о природе читать вслух. Что дает такое чтение? Взрослые стараются дать ребенку образец выразительного чтения, заставляют его вчитываться в текст, вызывают на диалог – обсуждение прочитанного, сопоставление произведения автора с другими его творениями или сопоставление творчества писателя с книгами других авторов, писавших о природе. 
Взрослым важно понимать: каждый рассказ о природе для маленького читателя – это не только очередная ступенька в развитии общего кругозора, но и шаг к формированию высокодуховной личности. Ребята, прочитавшие в детстве книги русских писателей о природе, не смогут не ценить и не беречь ее богатства!
Источник: https://www.papaimama.ru/arts.php?art=rasskazy-o-prirode

Комментариев нет:

Отправить комментарий