Взрослый человек никогда не ударит бездомную собаку или беззащитного котенка, если в детстве он читал рассказы про животных и удивительные случаи в жизни людей, связанные с ними.
В каком же возрасте предлагать ребятам книги о братьях наших меньших и творчество каких авторов будет им особенно интересно?
Первое знакомство с темой «животных» в литературе начинается в самом раннем детстве: ведь каждая сказка, героями которой являются звери, дает маленьким читателям представление о последних. Попросите ребенка трех-пяти лет описать зайчика, лисичку, медведя, волка, оленя или любого другого обитателя леса – он без промедления нарисует вам словесный «портрет» животных и, возможно, охарактеризует их повадки. Иллюстрированные сказки для малышей про зверей дают детям представление о внешних признаках животных, особенностях их поведения, среде обитания. Некоторые сказочные сюжеты повествуют и о том, что есть «герои», обладающие определенными способностями: они могут служить человеку!
Постепенно в круг чтения дошкольников должны войти и короткие рассказы о животных тех писателей, чье творчество рассчитано именно на читательскую аудиторию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Еще раз хотим подчеркнуть: не стоит предлагать ребятам литературу, которую они в силу возраста не смогут осмыслить – этим можно отбить у них интерес к книгам данного тематического диапазона.
Какие же книги можно рекомендовать ребятам этой возрастной категории? Не одно поколение малышей с удовольствием слушают, а потом и читают самостоятельно небольшие рассказы о животных следующих авторов:
- В.Бианки «Голубой зверек», «Моржиха», «Музыкант», «Сумасшедшая птица», «Подкидыш»
- Б.Житков «Беспризорная кошка», «Вечер», «Волк», «Галка», «Как слон спас хозяина от тигра», «Мангуста»
- Д.Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник», «Приемыш»
- К.Паустовский «Беличья память», «Белый ожерелок», «Беляк», «Верхоплавка», «Заячьи лапы»
- К.Ушинский «Ученый медведь», «Бодливая корова», «Паук», «Слепая лошадь»
- Е.Чарушин «Болтливая сорока», «Васька, Бобка и крольчиха», «Верный Трой», «Волчишка», «Зверята», «Кот Епифан», «Медвежата», «Про зайчат», «Про Томку», «Тюпа, Томка и сорока», «Яшка»
Почти каждый ребенок мечтает иметь собственную собаку или кошку, завести хомячка или говорящего попугая. Вот только справятся ли ребята с питомцами, имеют ли они хоть какое-то представление о том, какую ответственность налагает на человека решение завести в доме четвероногих или пернатых друзей? Об этом они должны задуматься заранее. Поэтому рассказы о домашних животных детям будут не только интересны, но и полезны с точки зрения формирования у них чувства долга по отношению к тем, кого они собираются приручить:
- А.И.Куприн «Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Ю-ю»
- К.Паустовский «Дружище Тобик»
- Г.А.Скребицкий «Джек» И.С.Шмелев «Мой Марс»
- А.П.Чехов «Каштанка»
Ни одного маленького читателя не оставит равнодушным книга О.В.Перовской «Ребята и зверята». Оказывается, домашними питомцами могут стать не только котята, щенята, попугайчики – защита человека может понадобиться и олененку, и лисенку, и волчонку, и другим обитателям леса.
В творчестве некоторых писателей поднимается еще одна тема: многим животным нужна помощь человека, однако и человек в определенных ситуациях не может обойтись без них. В рассказе Ю.И.Коваля «Алый» повествуется о собаке, достойно несшей службу на пограничной заставе.
В книги для детей 3 класса и чуть старше можно ввести и сборник рассказов Э.Тополя «Еду я на осле!». Эта книга рассчитана на маленьких читателей, не лишенных чувства юмора.
Родителям детей среднего и старшего школьного возраста следует обратить внимание ребят и на творчество зарубежных авторов. Классикой всемирной литературы стали произведения следующих писателей:
- Д.Лондон «Белый клык»
- Э.Сетон-Томпсон «Рассказы о животных»
- Дж.Даррел «Моя семья и другие животные»
Реалистичные рассказы о животных для детей призваны дать последним понятие о том, что симпатичные зверюшки – не игрушки! У каждого животного свои повадки и свой характер, более того – своя судьба. Нельзя взять котенка или щенка домой на несколько дней, а потом безжалостно выкинуть его на улицу. Животное не просто привыкает к человеку – оно ему доверяет! Замечательная книга Г.Н.Троепольского «Белый Бим Черное Ухо» поведает ребятам о судьбе необычайно преданной собаки, ставшей жертвой человеческого равнодушия.
В период каникул, когда у ребят достаточно много свободного времени, можно предложить им и самим попробовать сочинить рассказ о животных или птицах. Такое упражнение поможет им по-настоящему оценить мастерство художников слова, открывавших перед читателями загадочный мир природы и призывавших людей не оставаться равнодушными к братьям нашим меньшим.
Комментариев нет:
Отправить комментарий