Многие дети не любят читать рассказы о природе и объясняют это тем, что они «скучные». Соглашаться с ребенком нельзя: нужно научить его видеть окружающий мир глазами художника слова.
Но прежде чем требовать от юного читателя восторженных отзывов о произведениях, раскрывающих красоту природы, его нужно обязательно подготовить к ним. Ведь дети по-своему правы: в узкотематических книгах о природе действительно чаще всего нет захватывающих сюжетов, ярких героев, острых кульминационных моментов – всего того, что так любят юные читатели. Как же научить ребят видеть и понимать красоту творчества писателей, уделявших особое внимание картинам природы?
Чем раньше рассказы про природу войдут в круг чтения ребенка, тем легче будет родителям добиться поставленной цели, потому что, во-первых, книги для малышей сопровождаются яркими иллюстрациями. Во-вторых, дети с удовольствием включаются в любую игру, которую могут предложить родители: нарисовать картинку по прочитанному; найти в парке (в лесу) место, похожее на то, которое описывал писатель; сделать поделку из природного материала, упоминавшегося в тексте (листья, шишки, цветы).
Естественно, немаловажную роль будет играть и само содержание книг: замечательные рассказы русских писателей о природе помогут детям развить воображение, научиться видеть прекрасное в самых простых пейзажных зарисовках. Маленьким читателям можно предложить творчество следующих писателей:
- А.Барто «Все природы чудеса»
- В.Бианки «Дед Мороз и весна», «Метельки или тысяча и один день», «Горы и пустыни», «Степи», «Леса», «Тундра», «Тайна ночного леса»
- К.Ушинский «Лес и ручей», «Утренние лучи», «Проказы старухи-зимы», «История одной яблоньки», «Пчелы и мухи», «Пчелки на разведках»
Мир природы полон загадок
Что такое эхо, чем может быть опасна река, можно ли приручить мелких обитателей леса, как звери заботятся о своих малышах – на эти и многие другие вопросы ребята найдут ответы в рассказах следующих авторов:
- С.Аксаков «Знойный полдень»
- Г.Скребицкий «Лесное эхо», «Воришка», «Заботливая мамаша», «Пушок», «Сиротка» и др.
- Л.Толстой «Какая бывает роса на траве»
В программные книги для детей 5 класса входят произведения К.Паустовского «Мещерская сторона» и М.Пришвина «Этажи леса».
Вкус к пейзажной лирике помогут привить детям сборники «Стихи русских поэтов о природе». В них могут войти произведения К.Д.Бальмонта, А.А.Блока, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета и многих других авторов.
Если родители желают расширить читательский кругозор ребенка, на материале пейзажной лирики можно легко и доступно объяснить ему азы литературоведения: в стихах о природе дети легко находят такие средства художественной выразительности, как эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения и другие.
Постепенно короткие рассказы о природе можно заменять более крупными жанровыми формами. Например, предложить юным читателям «Записки охотника» – цикл очерков и рассказов, объединенных общей тематикой и проблематикой.
Если родители искренне заинтересованы в читательских успехах своего ребенка, очень полезно ввести такую семейную традицию: рассказы о природе читать вслух. Что дает такое чтение? Взрослые стараются дать ребенку образец выразительного чтения, заставляют его вчитываться в текст, вызывают на диалог – обсуждение прочитанного, сопоставление произведения автора с другими его творениями или сопоставление творчества писателя с книгами других авторов, писавших о природе.
Взрослым важно понимать: каждый рассказ о природе для маленького читателя – это не только очередная ступенька в развитии общего кругозора, но и шаг к формированию высокодуховной личности. Ребята, прочитавшие в детстве книги русских писателей о природе, не смогут не ценить и не беречь ее богатства!
Источник: https://www.papaimama.ru/arts.php?art=rasskazy-o-prirode
Комментариев нет:
Отправить комментарий